VLADIMIR OPARA
ДНЕВНИКИ
1982
Василий Рублев
1989
Владимир Опара
Из дневника Владимира Опара
11 сентября 1989 года
открылась групповая выставка в Кемерово /в Доме Художника, на двух этажах/
1. Рублёв В - около 100 рисунков
2. Квасов В - около 30 рисунков
3. Кульгачёва Л - 20 живопись и рисунки
4. Опара В - 24 живопись
Затем выставка должна (была быть) показана в Новокузнецке /открыться в Новокузнецке в ДТС/
16 ноября
закрытие выставки Опара, Рублёв, Кульгачёва, Квасов /Кемерово, Дом художника/. У Петрищева В /Виктор/ было отмечено /закрытие выставки/. В "полудар" Петрищеву отдана (50 р) работа написанная в 84 г. "Ночь" 64 х 50 к.м.
2 декабря
приехал Рублёв делать выставку в ДТС /делать экспозицию в Новокузнецком Доме Творческих Союзов/
4 декабря
приехал Квасов /на открытие нашей групповой выставки "Мастерская": Рублёв, Квасов, Кульгачёва, Опара/
Почти неделю разговоры о перевозке моих работ (26 работ) из Кемерово до Новокузнецка. На правлении решался вопрос о выставке в Москве и перевозке /речь видимо идёт о перевозке работ на выставку/. Глупостей было сказано много. Лобузнова, например, возмущает, что я часто делаю выставки, Суслов просто переврал мой разговор с референтом и т.д. Короче, никакой помощи. Всё за свой счёт. Вот так. В решении правления сказано, что не возражают против проведения выставки в Москве, но за счёт автора.
4 декабря машину всё таки дали. Туда и обратно 12 часов по гололёду. (дальше речь идёт об экспозиции в Доме Творческих Союзов Новокузнецка) Работы заменили почти наполовину и сделали отбор / (это о экспозиции в Доме Творческих Союзов Новокузнецка/. Выставка получилась интереснее, цельнее.
Я показал новые работы:
1. "Адам и Ева" (две части) 1989 орг., м., коллаж, металл, ткань
2. "Дебаты" (7 частей) х., м. 1989
3. "Плоды" 70 х 80 х.м., гвозди 1989
4. "Гранаты" 50 х 70 к.м. 1989
5. "Синяя ваза" 70 х 80 1989 х.м.
9 работ повесил блоком 3 х 3
6. "Натюрморт-сентябрь" 70 х 80 х.м. 1989
5 декабря
Приехала Кульгачёва.
6 декабря
открытие состоялось. Все уехали поздно вечером /все - это Квасов, Рублёв и Кульгачёва, они уехали вечером на поезде домой, в Барнаул/.
/мы с Майей/ на 11 декабря купили билеты в Москву, поездом.
2020
ВладимирОпара
Из дневника Владимира Опара
22 мая 2020
Позвонил Свете Квасовой (жена Квасова). Её телефон дала мне Оксана, отдел графики ГХМАК. Света рассказала о периоде жизни Квасова в Тольятти. Тамара, жена Квасова в то время, врач анестезиолог, получила место работы и квартиру в Тольятти, куда они и переехали. Вынуждено переехали из-за событий вокруг мастерской-студии Рублёва. До этого, до отъезда в Тольятти, Квасов жил в мастерской Рублёва с семьёй: он сам, Тамара и дочка Юля. Коляска, пелёнки, жена Тамара (я помню этот момент). Правление Союза художников (Алтайского края, Барнаул) приняло решение отобрать мастерскую у Рублёва. В общем катастрофа. Рублёв был в ужасе. Мастерская - это была его жизнь. Он умалял оставить ему мастерскую и стоял на коленях. Квасов должен был уехать. Володя Квасов в Тольятти устроился плотником - делал парковые скульптуры из бетона. То есть он не был в системе художественного фонда. Тамара умерла от заражения крови, ей было 35. И Света поехала к Квасову, как она сама сказала, любила Володю с первого дня знакомства в мастерской Рублёва.
4 июня 2020 говорил с Светой Квасовой
Сегодня созвонился со Светой Квасовой. Мне нужно было установить дату серии рисунков Квасова размером 13,2 Х 9,1 см. Условно эти рисунки можно разбить на две серии: семья и автопортреты. Эти темы преобладают. Всего в нашей коллекции 45 таких рисунков. Я думал, что Квасов сделал эти рисунки в Тольятти. Вот, что я узнал со слов Светы Квасовой. Юля, дочь Квасова родилась в 1975 году. Сразу после рождения дочери семья Квасова жила у Кульгачёвых. С 1976 по 1978 семья Квасова жила в студии Рублёва. Я помню этот момент когда семья Квасова жила в мастерской Рублёва. В 1978 семья Квасова переехала в Тольятти. В 1982 Тамара умирает и Света переезжает к Квасову (и становится его женой, её девичья фамилия Болотова). В 1984 по инициативе Светы семья Квасова возвращается в Барнаул. То есть Квасов был в Тольятти 4 года. Он числился плотником в одном из подразделений АвтоВАЗа, делал парковые анималистические скульптуры из бетона. Бетон обрабатывался, иногда был цветным. Это была его официальная работа. По словам Светы в это время он не рисовал. Эскизы для парковых скульптур на бумаге Квасов не делал. Он делал маленькие скульптуры-модели. Но он мог сделать рисунки до 1982 года. Потому, что женщина на рисунках похожа на Тамару, тогда жену Квасова. Ещё я уточнил как Квасов познакомился с Тамарой. Я думал, что это было на пляже, где Рублёв и Квасов искали модели для рисования. Я ошибся. Там они познакомились с Людой Дорофеевой. Дорофеева позировала в студии Рублёва. Тамара же училась с Зиной, сестрой Квасова, в Новосибирском медицинском институте. Квасов познакомился с Тамарой через свою сестру. Света рассказала историю Люды Кульгачёвой. В квартире Кульгачёвой была нестандартная, свободная, творческая атмосфера. Её сестра Ирина, младше на 10 лет, жила у Людмилы и у неё был роман с Мишей, мужем Людмилы. В этой истории всех уравновешивал Рублёв своей любовью ко всем и ко всему. После смерти Людмилы Миша женился на её сестре. История для блок бастера. И так о серии маленьких рисунков. Скорее всего они были сделаны когда семья Квасова жила в мастерской Рублёва - это со слов Светы, но возможно рисунки сделаны Тольятти в 1978-1980. По словам Светы рисунки были сделаны в 1976-78. Нужно ещё раз внимательно посмотреть рисунки. Возможно женщина с ребёнком - это тема повторяется в рисунках - всё таки Тамара. Посмотрю.
23 сентября 2020 говорил с Квасовой Светой
Вчера говорил с Квасовой Светой по телефону. Долго. Света дала телефон Людмилы Дорофеевой. Людмила иногда нам позировала. Позвоню ей. Света рассказала про отношения Квасова с Рублёвым после возвращения семьи Квасова в Барнаул. В студии Рублёва больше не рисовали и Квасов больше не работал в студии Рублёва. Отношения между ними больше не были близкими. Рублёв пытался помогать Квасову - организовал заказ на парковую скульптуру. Но ни в художественный фонд, ни в союз художников Квасова так и не приняли. Они встречались несколько раз, как гости - знакомые пришли в гости! То есть студия рисунка в мастерской Рублёва перестала существовать, она была уничтожена. Со слов Светы, Рублёв где-то проводил занятия по рисунку и Квасов несколько раз был там. Но такого рисования, как было в 70-ые уже не было. Квасов и Рублёв уже не были единомышленниками. Их дружба угасла. Выставки которые мне удалось организовать в 1989 в Кемеровском Доме художника и в Новокузнецком Доме Творческих Союзов на короткое время сблизили всех вновь. Во время выставки в Доме художников в Кемерове Квасов познакомился с Андреем Поздеевым - встреча близких по мироощущению художников. Разрушение творческого союза Рублёв-Квасов - для Квасова это был второй удар. Для него было важно иметь друга, единомышленника. Первый творческий его союз был с Кузьмой Басаргиным - они вместе строили мастерскую в Чемале. Но Кузьма встретил свою Верочку и места для Квасова не осталось. Мы с Майей были у Кузьмы Басаргина в Чемале в 1991 году. Нас, в заросшем травой дворе встретили Кузьма и Верочка. Два светлых человека. Среди травы бродила коза. Работ, которые мы надеялись увидеть не было.